Формирование основ экологической культуры и бережного отношения к природным ресурсам у детей старшего дошкольного возраста в сотрудничестве с семьёй «Действуй экологично»

«Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.»

Д.С. Лихачев

Экология – это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов. С каждым годом всё сильнее назревают и ощущаются экологические проблемы, в частности проблемы обращения с отходами. На сегодняшний день важнейшей задачей современного человека является забота о состоянии окружающей среды.

Промышленное развитие привело к тому, что воздействие человека на природу очень велико, зачастую оно имеет крайне негативный характер. Поэтому сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей, начиная с дошкольного возраста. Как подчёркивает Г.А. Ягодин: «Экологическое образование – это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений».

Целью экологического образования дошкольников является формирование основ экологической культуры. Экологическая культура – это интегральное личностное образование, включающее в себя знания и бережное отношение к природе. Современные детские сады обладают уникальной возможностью для экологического образования детей, родителей, педагогов. Конечно, ознакомление и охрана природы – это не процесс развития каких-то определённых способностей ребёнка, а формирование основ мировоззрения будущего гражданина. Кем бы он ни стал – политиком, художником, программистом или рабочим, ребёнку придётся взаимодействовать с окружающей средой. Необходимо помочь детям понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без него может.

Современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становится с каждым днём более масштабной во всём мире, над ней работают большинство учёных.

В нашем детском саду ведётся работа по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Научить ребёнка заботиться о чистоте в доме, о родной улице в родном городе, о природе – это одна из важных задач воспитания ребёнка как дома, так и в детском саду. Даже самые, казалось бы, незначительные по масштабу действия – посадка деревьев, выращивание цветов, уборка мусора, исследование территории детского сада и т.д. всё это формирует гражданскую позицию воспитанников. Как утверждал М. Пришвин «Любовь к Родине, неразрывно связана с любовью к природе».

Работа по формированию бережного отношения к природе и экологической культуры в нашей группе строится на принципах партнерства с родителями. Я убеждена, что формировать эти ценности у детей можно гораздо эффективнее через привлечение родителей потому, что личный пример мамы и папы намного важнее слов посторонних людей. Наша работа ориентирована на осуществление экологического образования дошкольников при взаимодействии педагога с семьями воспитанников через организацию системы работы по ознакомлению с природой Нижегородского края и охраны окружающей среды.

Основной целью является формирование знаний, умений и практических навыков поведения в природе, воспитание культуры обращения с отходами, развитие экологического самосознания и личностной ответственности за состояние окружающей среды.

Цель достигается при решении следующих задач:

  • Воспитывать экологическую культуру, грамотность, формировать экологическое мировоззрение;
  • Формировать у дошкольников представления о проблеме бытовых отходов на основе достоверной информации о состоянии этой сферы в мире, стране, области, городе;
  • знакомить с современными способами решения проблемы накопления бытовых отходов и их утилизация;
  • формировать у детей особое отношения к мусору, как ценному вторичному сырью;
  • формировать навыки осознанного и мотивированного поведения в природе;
  • знакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья; формировать умение применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

Наша работа началась с сотрудничества с родителями, которые помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также внесли необходимый ребенку положительный заряд энергии.

Работа велась в двух направлениях:

  1. педагог-родитель;
  2. педагог-ребёнок-родитель.

Для решения поставленных задач мы использовали разнообразные формы работы:

  • традиционные (консультации, беседы, анкетирование, праздники, совместные творческие и исследовательские работы с детьми);
  • нетрадиционные формы работы с семьёй: оформление родителями плакатов с лозунгами «Мусор земле не к лицу», «Не губите природу»; изготовление газеты «Меньше мусора – больше здоровья»; сочинение статьи о вреде батарейки для окружающей среды; проведение акций «Батарейки, сдавайтесь» и «Ёлочка живи»; изготовление макета по ПДД из бросового материала «Город будущего»; спортивный досуг детей совместно с родителями «Дети за раздельный сбор мусора».

Также наши воспитанники совместно с родителями принимали активное участие в коллективных субботниках. В группе были разработаны и оформлены тематические альбомы: «Красная книга природы» и «Жалобная книга», проводилась выставка детско-родительских рисунков на тему «Правила поведения в природе».

Родители наших воспитанников активно поучаствовали в изготовлении и оформлении выставки из бросового материала «Мусорная фантазия». В группе имеются различные дидактические игры с экологическим содержанием, изготовленные родителями: «Действуй экологично», «Сортируй мусор правильно», «Береги природу». Дидактические игры вызывают большой интерес у детей, расширяют кругозор.

Не менее интересной и результативной формой работы с семьёй оказался раздельный сбор отходов, на которых есть экологические знаки (пластик, стекло, бумага, пищевые отходы), изготовили воспитатели детского сада: Арутюнян М.С., Бондарева И.В., Романенко А.И.